История Silent Hill
Игра Silent Hill, вышедшая в 1999 году, является родоначальницей одноименной франшизы в жанре survival horror. Разработкой занималась команда Team Silent, подразделение Konami Computer Entertainment Tokyo. Издателем выступила Konami, выпустив игру эксклюзивно для платформы PlayStation.
Игра Silent Hill дебютировала в Северной Америке 31 января 1999 года, в Японии – 4 марта, а в Европе – 1 августа того же года. Разработчиком и издателем выступила компания, создавшая игру эксклюзивно для платформы PlayStation 1.
В 2006 году она была включена в японский сборник Silent Hill Complete Set вместе с продолжениями: Silent Hill 2, Silent Hill 3 и Silent Hill 4: The Room. Первая часть Silent Hill осталась единственной игрой для PS1 в этой компиляции, поскольку последующие части были разработаны для PlayStation 2 (однако, SH1 может быть запущена на PS2 благодаря функции обратной совместимости).
В Silent Hill («Тихий холм» или «Безмолвный холм») перспектива представлена видом от третьего лица, а окружение построено с применением трехмерной графики. Для маскировки визуальных огрехов, вызванных ограниченными возможностями PlayStation, создатели применили знаменитый «эффект тумана», ставший визитной карточкой мира Silent Hill. В отличие от предшествующих survival horror игр, где главные роли обычно отводились тренированным спецагентам, в Silent Hill протагонистом является обычный человек.
События игры разворачиваются в вымышленном городе Сайлент Хилл, который дал название самой игре. В центре сюжета – писатель по имени Гарри Мейсон, прибывший в Сайлент Хилл на поиски своей приемной дочери Шерил, бесследно исчезнувшей. В городе он сталкивается с религиозной сектой, стремящейся провести обряд воскрешения своего божества. В игре предусмотрено пять различных финалов, один из которых является юмористическим.
Сюжет и игровой процесс
В Silent Hill главным действующим лицом выступает Гарри Мэйсон, разыскивающий свою исчезнувшую дочь Шерил в зловещем городе, куда они приехали отдохнуть.
На протяжении игры Гарри сражается с чудовищами, используя найденное в разных местах оружие ближнего и дальнего боя. Будучи обычным человеком, не обладающим особыми навыками ведения боя, он не отличается меткостью стрельбы. Кроме того, он не может долго выдерживать атаки монстров, а после продолжительной пробежки начинает задыхаться.
Полное прохождение игры Silent Hill
Сюжет игры разворачивается в 1983 году в тихом городке Сайлент Хилл, находящемся в штате Мэн, Соединенные Штаты Америки. Главный герой, 32-летний писатель по имени Гарри Мэйсон, решает поехать в этот город вместе со своей приемной дочерью Шерил, чтобы отдохнуть и провести там время.
Приближаясь к населенному пункту, автомобиль автора обгоняет полицейский байк, которым управляет Сибил Беннет, но вскоре Гарри замечает его лежащим на краю дороги. Отвлеченный этим зрелищем, Мэйсон слишком поздно видит внезапно появившуюся на проезжей части девочку. Пытаясь избежать наезда, он резко выворачивает руль, что приводит к ДТП, и теряет сознание. Очнувшись, он понимает, что его ребенок исчез. Преследуя очертания девочки в туманном свете города, Мэйсон поворачивает в узкий проход, и тут же раздается вой сирены и наступает темнота. Улица заполняется жуткими созданиями, которые жестоко избивают Гарри до бесчувствия.
Очнувшись, Мэйсон обнаруживает себя в местном кафе, где знакомится с офицером полиции Сибил Беннет. Она, как и он, не способна объяснить происходящее, поскольку город кажется покинутым и окутан плотным туманом.
Прототип города Сайлент Хилл
Мир Silent Hill, включая саму игру и все, что ее окружает, словно пелена таинственности, сотканная из загадок и легенд. Даже вымышленный город «Сайлент Хилл», расположенный в округе Толука, штат Западная Виргиния, возник не просто так.
Вдохновением для создания этого города послужил реально существующий населенный пункт в США, а именно шахтерский городок Сентрейлия (Centralia — читается как Сентрейлия или Централия) в штате Пенсильвания.
Сегодня это город-призрак. Из-за непрекращающегося с 1962 года подземного пожара численность жителей уменьшилась с 1000 человек до 10 человек. Сентрейлия является самым малочисленным по населению городом в штате Пенсильвания. Этот город горит уже 63 года и его не могут потушить.
Судьба Сентрейлии отражает реалии Америки начала XX века. Население составляли преимущественно переселенцы, прибывшие в Штаты в надежде на лучшую долю. Привлекали их растущие шахты, освоение которых началось ещё в конце XIX столетия. Для Америки того времени это была обычная ситуация: мизерные заработки, недоступность квалифицированной медицинской помощи, ранняя смерть от туберкулёза и так и не воплотившаяся в жизнь американская мечта.
Однако, в Сентрейлии процветали не только шахтеры. Хозяева салунов, которых насчитывалось целых 27 на скромное население в 2500 человек, а также владельцы рудников, купались в деньгах. Предприниматели со всех уголков страны стремились в Сентрейлию, превратив ее в своеобразный угольный Эльдорадо.
Городское население, занятое трудом, отличалось сплоченностью и миролюбием, избегая столкновений, характерных для эпохи Дикого Запада. Значительная часть прибывших мигрантов была родом из Восточной Европы – болгары, выходцы с западных областей Украины, молдаване. Все они работали в шахтах, используя ручной труд, фактически высекая породу, поскольку иные методы в то время отсутствовали.
Традиционный уклад тихого провинциального городка продолжался бы своим чередом, но в конце шестидесятых годов горнодобывающие предприятия начали закрываться из-за истощения верхних пластов, затопления выработок и неясных перспектив освоения глубинных залежей.
Весной 1962 года городское управление поручило пожарным убрать скопившийся мусор на городской свалке, высота которой достигла уровня пятиэтажного здания. Пожарные решили эту задачу обычным для того времени методом — поджогом. Команда не приняла во внимание, что под землей все еще находятся отложения мусора, а еще глубже — залежи антрацитового угля, которые в конечном итоге загорелись.
27 мая 1962 года на мусорной городской свалке, которая представляла собой котлован глубиной в пятнадцать метров, произошел пожар. Этот мусорный участок находился вблизи старинного кладбища «Odd Fellows», соседствующего с городской шахтой.
Пламя долго не удавалось обуздать, и истинная величина катастрофы оставалась незамеченной. Пожарные команды прибывали формально, использовали весь запас воды и покидали место происшествия. Это не приносило никакой пользы. Пока не предпринималось никаких действий, огонь распространился практически по всей площади разработок. В Сентрейлии поверхность земли деформировалась, а из углублений в одних местах вырывался пар, в других — дым.
Спустя семнадцать лет, в 1979 году, владелец автозаправочной станции забил тревогу. Он был в ужасе, обнаружив, что температура бензина в подземном резервуаре достигла критических 68 °C. Заправочная станция была немедленно закрыта. Однако убедить власти штата в серьезности проблемы оказалось непросто. Несмотря на отсутствие работы, люди продолжали жить в Сентрейлии. Лишь в начале 1980-х годов, когда представители федерального правительства и губернатор Дик Торнбург лично посетили Сентрейлию для проверки, катастрофа была официально признана.
В тот самый день, когда двенадцатилетний Тодд Домбоски играл во дворе у бабушки, земля неожиданно разверзлась под его ногами. К счастью, его кузен успел вовремя, и трагедии удалось избежать. Обнаруженная яма, чуть больше метра в поперечнике, уходила вглубь почти на пятьдесят метров и, как выяснилось, была источником смертельно опасного угарного газа.
Оценка ситуации выявила неспособность ликвидировать возгорание. В результате, в 1983 году американский Конгресс ассигновал свыше 42 миллионов долларов на релокацию населения города. Значительная часть жителей приняла предложение о продаже недвижимости правительству для последующего сноса строений, однако, как это часто бывает, нашлись и те, кто отказался покидать свои дома.
Провалы происходили всё чаще, пострадал отрезок шоссе 61 — важной автомагистрали, соединяющей ряд штатов. Ремонтные работы на трассе оказались бесполезными, и свежий участок дороги проложили, минуя Сентрейлию. После этого оставшиеся горожане начали уезжать из опустевшего города.
Вот как выглядела главная улица Сентрейлии, Локаст-авеню, 1 октября 1983 года (слева), незадолго до начала финансируемой государством программы переселения жителей, и 1 июня 2000 года — после завершения этой программы.
Однако, заброшенная трасса стала популярным местом для туристов, которые начали украшать ее разноцветными надписями и рисунками. Благодаря этому, это место стало известно как «Шоссе Граффити». В 2020 году, в рамках мер по предотвращению распространения коронавируса, дорогу засыпали землей. Это было сделано из-за того, что во время карантина, множество людей приезжали в Сентрейлию, чтобы сделать фотографии. В настоящее время в городе осталось лишь несколько зданий, а население составляет всего четыре человека, занимающиеся обслуживанием туристов.
По мнению экспертов, площадь подземного возгорания достигла 160 гектаров, и, как ожидается, оно будет продолжаться несколько веков, пока не сгорит весь уголь. Огонь перекинулся на юг от Сентрейлии до поселка Бирнсивилл, что вынудило жителей и этого населенного пункта эвакуироваться. При этом внешне почти невозможно определить, что творится в недрах земли.
Именно это место послужило источником вдохновения для команды, работавшей над созданием киноленты «Сайлент Хилл». Чтобы прочувствовать атмосферу для съемок хоррора, они провели целую неделю, словно в пылающем пекле.
Музыкальное сопровождение
Музыкальное сопровождение для игры было создано Акирой Ямаокой, который стал частью команды разработчиков после ухода первоначально выбранного композитора. Помимо написания музыки, Ямаока также отвечал за звуковые эффекты и процесс мастеринга. Примечательно, что он создавал музыку, не имея возможности видеть визуальные материалы игры.
Вдохновением для саундтрека послужили работы Анджело Бадаламенти, известного по музыке к сериалу «Твин Пикс», а также творчество групп Metallica и Depeche Mode. Стремясь выделить Silent Hill среди других видеоигр и передать атмосферу угнетения и мрачности, композитор решил использовать стилистику индастриал, в частности, нойз и дарк-эмбиент. Практически вся музыка в игре, за исключением заглавной темы и нескольких других мелодичных композиций, выполнена в этих жанрах.
Разработка и производственный процесс
Работа над Silent Hill стартовала в сентябре 1996 года. За процесс создания отвечала команда Team Silent, являвшаяся частью Konami Computer Entertainment Tokyo (KCET). Новое руководство Konami, материнской компании KCET, желало выпустить видеоигру, способную завоевать популярность в Соединенных Штатах. В связи с этим, при формировании атмосферы Silent Hill, разработчики активно заимствовали методы из голливудских кинокартин.
В эпоху появления Silent Hill, применение тумана в 3D-играх было обусловлено техническими ограничениями, связанными со слабой мощностью оборудования. Тем не менее, превратив его в ключевой элемент игрового окружения, создатели смогли превратить ограничение в уникальную черту проекта, впоследствии ставшую визитной карточкой всей франшизы. Повествование игры сознательно построено туманно, порой даже непоследовательно, чтобы его подлинное значение оставалось в тени, побуждая геймеров анализировать неоднозначные моменты.
Silent Hill — интересные факты, о которых вы не знали
Сайлент Хилл, как и многие ее продолжения, несет в себе отголоски фильма Эдриана Лайна «Лестница Иакова». В частности, «Плохая» концовка игры, подобно фильму, интерпретирует все происходящее как предсмертные галлюцинации главного героя. С самого начала в серии прослеживаются образы и режиссерские решения, вдохновленные «Изгоняющим дьявола 3».
Критики также указывают на влияние таких мастеров кино и литературы, как Кубрик, Карпентер, Хичкок, Брэдбери и Кинг. На визуальное представление Иного мира Silent Hill оказали значительное воздействие работы мангаки Даидзиро Морохоси.
Головоломки, названия и внешний вид некоторых монстров в Silent Hill черпают вдохновение из литературных произведений, например, «Затерянного мира» Артура Конан Дойля или «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. В качестве образца для создания городской газеты послужила статья об американском серийном убийце Эде Гине.
Прототипы действующих лиц наделены именами, являющимися отсылками к знаменитым личностям и героям других произведений. Первоначально Гарри и Шерил Мэйсон в процессе создания носили имена Гумберт и Долорес, что является прямой аллюзией на персонажей романа «Лолита» Владимира Набокова. Однако, американская команда разработчиков решила, что эти имена звучат слишком экзотично, и выбрала для героев более привычные для западной аудитории варианты: Гарри (в честь одного из разработчиков) и Шерил (в дань уважения актрисе Шерил Ли). Тем не менее, связь с «Лолитой» была сохранена – фамилия Мэйсон была позаимствована у Джеймса Мэйсона, сыгравшего роль Гумберта в киноадаптации «Лолиты» Стэнли Кубрика.
Аналогичный подход применялся и при создании имён других героев. Имя сотрудницы полиции Сибил Беннетт произошло от сочетания имён модели Сибил Бак и актрисы Сибил Даннинг, а её фамилия — это отсылка к Лоренсии Бембенек, реально существовавшей женщине-полицейском, совершившей убийство.
Майкл Кауфман получил своё имя из комбинации имён основателей студии Troma Entertainment, Майкла Херца и Ллойда Кауфмана.
Имя медсестры Лизы Гарланд было образовано от фамилии актрисы Джуди Гарланд, исполнившей роль Дороти Гейл в классической экранизации «Волшебника страны Оз». Была другая версия, что в процессе разработки персонажа Лизы Гарланд, художник Такаёси Сато черпал вдохновение в облике медицинской сестры из кинофильма «Изгоняющий дьявола III».
Изначально Алессе Гиллеспи планировали дать имя Азия в честь Азии Ардженто, дочери итальянского кинорежиссёра Дарио Ардженто, но затем это необычное имя заменили на Алесса. Внешний облик Алессы явно вдохновлен образом Флоренс Таннер, медиума из фильма «Легенда адского дома».
Имя её матери, Далии Гиллеспи, было создано на основе измененного имени матери Азии Ардженто и экс-супруги Дарио Ардженто, Дарии Николоди.
Кэйитиро Тояму несколько озадачила реакция публики, назвавшей его игру «страшной». Сам, не будучи фанатом хорроров, он черпал вдохновение в оккультизме, феномене НЛО и работах Дэвида Линча.
Оккультные элементы в игре имеют прототипы в различных мировых религиях. Изначально агрессивные дети должны были напоминать ноппэрапонов, существ из японской мифологии. Алтарь, расположенный под антикварной лавкой, вызывает ассоциации с камиданой, синтоистским домашним алтарем.
Аглаофотис – растение, известное в оккультных кругах, печать Метатрона носит имя ангела, а Флаурос – демона из «Лемегетона». Названия ряда предметов и дверей в Нигде также восходят к мистическим учениям и призваны подчеркнуть магические способности Далии. Двери названы в честь духов Офиэля, Хагита, Палега и Бетора, которые, согласно средневековым гримуарам, обладают властью над планетами. По словам Оваку, эти отсылки к небесным телам должны символизировать «погружение в глубины сознания Алессы».
Оформление школы было создано под впечатлением от киноленты «Детсадовский полицейский». Отдельные знаки и надписи в здании позаимствованы из картин «Изгоняющий дьявола 3» и «12 обезьян», которые оказали заметное воздействие на визуальное решение и отдельные аспекты более поздних частей. Юмористический финал стилистически перекликается с коллекционными картами из серии «Марс атакует», экранизированной в 1996 году Тимом Бёртоном. Четырнадцать из пятнадцати городских улиц, упомянутых в первой части, носят имена знаменитых авторов, работающих в жанрах хоррора и научной фантастики. В их числе: Ричард Бахман (альтер эго Стивена Кинга), Дин Кунц, Рэй Брэдбери, Джек Финней, Майкл Крайтон, Айра Левин, Джон Сэндфорд, Колин Уилсон, Роберт Блох, Ричард Мэтсон, Джеймс Эллрой, Карл Саган, Дэн Симмонс и Кит Крэйг. Улица Мидвич, где находится одноимённая начальная школа, является аллюзией на роман Джона Уиндема «Кукушки Мидвича». В перечне преподавателей школы можно найти T. Moore, K. Gordon и L. Ranaldo – это имена музыкантов из рок-группы Sonic Youth.
В городе Сайлент Хилл можно найти кинотеатр под названием «Theater 3», украшенный афишами различных кинолент. Киноманы с легкостью узнают в фильме «Shoot» отсылку к «Индиане Джонсу: В поисках утраченного ковчега», а в «Crusher Dan» – к «Крепкому орешку 2».
Разработчики утверждают, что франшиза Silent Hill с самого начала ориентировалась на западную аудиторию, о чем свидетельствует отсутствие японского дубляжа в играх. Естественно, что при разработке персонажей авторы черпали вдохновение в западной культуре, включая кинематограф и известных личностей. Например, внешность Марии была смоделирована на основе актрисы Кэмерон Диаз, её наряд скопирован с образа Кристины Агилеры на церемонии Teen Choice Awards 1999 года, а облик Мэри и Лоры был вдохновлен женой и дочерью персонажа Николаса Кейджа в киноленте «Воздушная тюрьма».
Все компьютерные заставки в игре — плод труда одного человека, Такаёси Сато. На разработку ушло около трех лет, большую часть которых он провел, не покидая рабочего пространства. Сато рассказывал, что когда его коллеги завершали работу, он задействовал освободившиеся вычислительные мощности для рендеринга, а отдых предпочитал прямо в офисе, иногда даже под рабочим столом. Усилия Сато были оценены по достоинству — он получил награду от японского министерства культуры и персональное признание от главы Konami.
Экранизация Сайлент Хилл
Кристоф Ган, как режиссёр, перенёс игру Сайлент Хилл на большой экран, создав одноимённый полнометражный фильм, премьера которого состоялась 21 апреля 2006 года. Лента, хотя и черпает вдохновение из первоисточника, предлагает свою вольную трактовку событий и включает в себя элементы, заимствованные из второй, третьей и четвёртой частей игровой серии. Из-за того, что режиссёр увидел в образе Гарри Мэйсона черты, более характерные для женского пола, центральным персонажем вместо мужчины стал приёмная мать Шерил, Роуз ДаСилва. В процессе создания визуальной составляющей Ган ориентировался на работы таких мастеров, как Майкл Манн, Дэвид Линч и Дэвид Кроненберг. Музыкальное сопровождение было создано Акирой Ямаокой. Несмотря на в основном критические отзывы, фильм имел коммерческий успех и был хорошо воспринят поклонниками.
Konami представила три новых проекта в рамках франшизы Silent Hill. Это ремейк Silent Hill 2, Silent Hill: Townfall и Silent Hill f.