Сбор хлопка в 80-90 годы для кокандских студентов представлял собой масштабное и трудоемкое мероприятие, глубоко укоренившееся в советской системе сельского хозяйства и образовательной политике.
Это был период, когда участие в уборке «белого золота» рассматривалось как обязательный гражданский долг, а отказ от него мог повлечь за собой серьезные последствия, от исключения из вуза до проблем с будущим трудоустройством.
Организация и подготовка
Задолго до начала хлопковой страды в Кокандском педагогическом институте и других учебных заведениях начиналась активная подготовка. Студентов собирали на общие собрания, где партийные функционеры и представители администрации разъясняли важность участия в кампании, подчеркивая необходимость выполнения государственных планов. Разрабатывались графики отправки, формировались бригады, назначались бригадиры из числа наиболее активных комсомольцев.
Перед отправкой проводились инструктажи по технике безопасности, правилам поведения в колхозе и основам агротехники. Хотя многие студенты имели лишь поверхностное представление о сельском хозяйстве, им внушали, что от их труда зависит продовольственная безопасность страны. Организовывались медицинские осмотры, чтобы выявить тех, кто по состоянию здоровья не мог участвовать в сборе хлопка. Однако, как правило, освобождение от участия получали лишь единицы, так как план по отправке студентов должен был быть выполнен любыми средствами.
Повседневная жизнь на хлопковых полях
Прибыв в кишлак, студентов размещали в неприспособленных для длительного проживания условиях. Часто это были обычные сельские кинотеатры, школы или ветхие дома, где приходилось ютиться по несколько десятков человек. Санитарные условия оставляли желать лучшего: бывало и нехватка питьевой воды, отсутствие нормальных туалетов и душевых становились обыденностью.
Трудовой день начинался рано утром, еще до рассвета. После завтрака, студентов на грузовиках или пешком доставляли на хлопковые поля. Работа была монотонной и изнурительной: под палящим солнцем необходимо было вручную собирать созревшие коробочки хлопка и складывать их в большие мешки. Нормы выработки были высокими, и чтобы избежать наказания, студенты работали не покладая рук, а иногда и просто занимались махинациями. Если был подбор хлопка, то нередко его подмешивали с землей и водой, чтобы завысить его вес.
Широко была распространена практика приписок, когда в отчетность вносились завышенные данные о собранном хлопке, что вынуждало студентов работать еще интенсивнее, чтобы покрыть недостачу.
Обед состоял из простой и однообразной пищи, часто не отвечавшей потребностям тяжелого физического труда. Вечером, после возвращения с поля, студенты были настолько утомлены, что у них оставалось мало сил на что-либо, кроме ужина и сна. Но не забывали устраивать танцы перед сном.
Помимо физических трудностей, студенты испытывали психологический дискомфорт, так как элементарно помыться, принять душ, такого там не было. Ездили если отпускали домой, если не отпускали, то сбегали для того, чтобы помыться.
Последствия и влияние на жизнь студентов
Участие в хлопковой кампании оказывало негативное влияние на успеваемость студентов. Пропущенные занятия, усталость и отсутствие времени на подготовку к экзаменам приводили к снижению оценок и академической задолженности. Многие студенты, особенно из малообеспеченных семей, вынуждены были бросать учебу, чтобы помогать своим родителям.
Несмотря на все трудности и лишения, сбор хлопка оставил неизгладимый след в памяти кокандских студентов. Это был период, когда они столкнулись с реальной жизнью, научились выживать в экстремальных условиях, ценить дружбу и взаимопомощь. Многие из них приобрели навыки, которые пригодились им в дальнейшей жизни.
Хлопковая страда стала своеобразным испытанием на прочность, проверкой на выносливость и умение адаптироваться к сложным обстоятельствам. Это был период, когда студенты учились преодолевать трудности, работать в команде и отстаивать свои права. Этот опыт, закалил их характер и сформировал их жизненные ценности.
С распадом Советского Союза и изменением экономической модели участие студентов в сборе хлопка постепенно сошло на нет. Однако воспоминания о тех временах до сих пор живы в памяти многих жителей Коканда, напоминая о сложной и противоречивой эпохе в истории Узбекистана.
Пишите свои истории, рассказы, случаи. Ждем их на нашем форуме!